Разгадка еврейской загадки

Светлой памяти моего отца – Шахно Мордуховича Кауфмана [1] .

Под впечатлением ответа [2] Бориса Абрамовича Кушнера на “трёхтысячелетнюю загадку” [3].

Загадки

(из [3] – почти дословно)

  • почему судьба еврейского народа уникальна – этот народ переживает всех своих врагов
  • почему роль евреев в мире уникальна – влияние евреев несоизмеримо с относительной их численностью

Предварительные замечания

Ниже представлена разгадка – три ключевые особенности еврейского воспитания.

Исключительно важно понимать – живём мы в вероятностном мире. Указанные особенности могут проявиться в какой угодно среде. Однако именно в еврейской среде они встречаются с вероятностью достаточно высокой, чтобы кардинально влиять на судьбу еврейского народа и его роль в мире.

Очевидна связь этих особенностей с иудаизмом, однако связь эта не слишком жёсткая – приверженность иудаизму и даже глубокие знание его основ вовсе не обязательны.

Разгадка

Три ключевые особенности воспитания обычно формируют еврея

  1. Отец говорит сыну в день 13-летия: “ты теперь за всё отвечаешь сам”
    • обычно добавляют “перед Всевышним”, но главное для нас – сам, и только сам!
    • в результате для еврея становится естественным
      • самому отвечать за свои дела
      • не нуждаться в посредниках, снимающих с него часть ответственности
        • как с “раба Божия”
          • типа попа-батюшки или иного наместника Всевышнего, вольного освобождать от грехов и иной ответственности – ибо “не ведаем, что творим”
      • стремиться освободиться от лишних посредников
  2. Отец говорит сыну: “Ты обязан быть на голову выше конкурентов, если хочешь их победить! И ты сможешь!”
    • в результате еврей
      • знает, что должен быть значительно лучше, чтобы достичь того же, чего другие достигают, возможно, много легче
      • считает нормальным выделяться из толпы
      • не творит себе кумиров
  3. Отец постоянно учится, почитает и главного учителя – Творца, и тех, у кого учился, и тех, кто выучился – личным примером приучает сына к тому же
    • еврей с детства привыкает регулярно общаться с Творцом, не только учась и отвечая перед Ним, но и обсуждая с Ним повседневные дела, советуясь, выступая со-Творцом своей жизни.

Отсюда

  • уникальная история
  • уникальное влияние
  • ненависть завистников

И никакой загадки.

Уточнения

  • Не принципиально, кто именно Ваш наставник – отец, мать или бабушка
  • Не критичен именно день 13-летия 🙂
  • Не столь уж важно, говорят ли Вам о непосредственной близости к Творцу или к Природе. Важно отсутствие посредников
  • Совсем не важно, набожны Ваши наставники или секулярны
    • однако исключительно важно, чтобы Вы поняли – горизонт планирования достойного, ответственного человека простирается за рамки его личной жизни
      • это совсем не набожность, это “хорошая” религиозность (в смысле Валентина Фёдоровича Турчина)
  • Итак, принципиально важны:
    • Личная ответственность перед всем сущим, своими детьми в первую очередь
    • Непосредственная близость к Высшему, Природе, Творцу
    • Непрерывное учение, обучение, со-авторство, со-творение
  • И, конечно, способность со всей результирующей мощью отстоять, защитить свою самость, самостоятельность, независимость

Дополнения

  1. В мировосприятии евреев, выраженном в том числе и в иудаизме, отсутствие посредников между личностью и непознаваемым Творцом важнее единобожия
    • интересна в этой связи потенциальная роль и идейное влияние блокчейн-технологии
  2. Я сознательно не причислил к ключевым требование брать в жёны только евреек и определение еврейства по матери.
    • Это, несомненно, важные правила (хотя и часто нарушаемые). Однако с точки зрения разгадки указанные выше три обстоятельства важнее. Не будь их, много больше евреев отошли бы от еврейства и не стали соблюдать законы женитьбы и причисление к евреям, особенно в условиях угнетения.
  3. Трех ключевых особенностей достаточно, ИМХО, но их действие, возможно, усилено другими факторами
    • теми же брачными и идентификационными законами, грандиозными и успешными усилиями для воссоздания центров еврейской культуры, включая такие её форпосты, как современный Израиль …
  4. Возможны, конечно, предложения заменить яйцо на курицу или обратно, но загадки как таковой не остаётся – перечисленных особенностей воспитания – достаточно
  5. Этого достаточно, чтобы придумать и внедрить уникальную технологию выживания, уникальную независимость взглядов и поведения, уникальную эффективность в исполнении замыслов.
  6. К слову, я заметил, что при попытке решить нашу загадку эрудиция иногда скорее мешает выделить главное, чем помогает. Но иногда, к счастью, скромной эрудиции вполне хватает, чтобы главное всё же ухватить.
    • Достаточно личного жизненного опыта, ИМХО.

Благодарности

Мне очень повезло с отцом – нашим с Кюфом Батей – Шахно Мордуховичем Кауфманом (и, конечно, фантастически повезло с мамой Шурой и мамой Эдей, но это отдельная песня).

Все три ключевые особенности еврейского воспитания – Батин живой пример и Батины слова в день моего 13-летия. Вот и вся разгадка. 🙂

Спасибо огромное Эле Киуру за настоятельный совет эту заметку записать. Сам лучше понял. 🙂

Разговор с Асей Лапидус помог мне сделать текст более ясным (надеюсь 🙂 ).

Ссылки

  1. Виталий Кауфман.“Горбатый запорожец” – к 100-летию со дня рождения Шахно Мордуховича Кауфмана
  2. Борис Кушнер. Одна, но пламенная страсть.
  3. Игорь Шафаревич. Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России.

Связанные ссылки

 

Просмотров: 766

Комментариев к записи: 4

  1. В.Тёмов:

    Третья, самая важная, загадка: во все века смертельная ненависть, или, в “лучшем” случае, недоброжелательность со стороны всех соприкасающихся народов. Иногда затрудняет жизнь… 🙂 … (-:

  2. Valeri Väisänen:

    Вот мой пример (без всякого еврейства)
    Первые четыре класса я учился плохо, каждый год была угроза остаться на второй год. Мама упрашивала учительницу не делать этого. Но после четвертого класса, меня не хотели переводить в пятый класс и предупредили маму где-то в марте. Она, естественно, очень расстроилась, взяла голик (веник) и выдрала меня как сидорову козу, приговаривая: “Я единственный инженер в леспромхозе, а мой сын позорит меня своей отвратительной учёбой” В итоге за последнюю четверть я заслуженно был переведен в 5-й класс, а с 7-го был одним из лучших учеников в школе. И всю оставшуюся жизнь старался не опозорить свою маму.

    • Уверен, что твой пример “без всякого еврейства”? 🙂
      А если серьёзнее, то своевременный и точно дозированный родительский ремень – эффективнейший метод взаимодействия с отпрысками, ИМХО. 🙂

Оставить комментарий


Translate »