Религия понимания

См. также “Культ понимания».

Религиозное поведение

Путь от современного общества до общества культивируемого понимания не может быть лёгким. Слишком много предстоит понять, сформулировать, сделать всеобщим достоянием, встроить в общественный механизм.

Уже поэтому следует ставить перед собой цели, выходящие за рамки индивидуальной человеческой жизни. Следуя Валентину Фёдоровичу Турчину, будем считать и называть поведение с таким горизонтом планирования, выходящим за рамки жизни, поведением религиозным.

Нет сомнений, что любая из мировых религий ставит перед человеком цели, выходящие за рамки человеческой жизни, стимулирует религиозное поведение.

Вместе с тем само слово “религиозный” вызывает у людей весьма неоднозначную реакцию, вплоть до агрессивно-враждебной. Однако я считаю правильным использовать именно это слово – по многим причинам.

Подчеркну важнейшую – культивируя понимание,  не следует придумывать новые слова (новые термины) там, где прекрасно работают старые.

Конечно, если заранее договориться избегать слишком вольных ассоциаций, хотя и накопившихся в результате не слишком аккуратного использования (в нашем случае, в течение тысячелетий!), но по сути сбивающих с толку.

Отмечу кстати, что и привычнология рекомендует не торопиться изобретать новые термины. 🙂

Как я уже подчёркивал, спокойное отношение к употреблению здесь понятия религиозности может служить эффективным тестом на способность читателя содержательно воспринимать эти заметки. 🙂

От религиозного поведения к религии

Систему стимулов к религиозному поведению, а также систему поддерживающих эти стимулы институтов  и методов (практик) будем называть религией.

Конечно, возможны и реально существуют очень разные религии, каждая со специфической системой стимулов, институтов и практик.

Например, такая религия, как патриотизм, стимулирует религиозное поведение, ставя заботу о родине выше страха смерти. Такая религия, как коммунизм, ставит заботу о наступлении коммунизма выше заботы о своей жизни, и уж тем более выше заботы о жизни чужой.:). Такая религия, как христианство, ставит заботу о вечной жизни в раю выше заботы о благополучии земной жизни и выше страха смерти.

Важно понимать, что религиозное поведение совершенно не обязательно стимулируется так или иначе понимаемой верой, в частности, верой в так или иначе понимаемого Всевышнего.

Вместе с тем нет сомнений, что религия (как система стимулов к религиозному поведению) оказывает мощное влияние на поведение человека в обществе.

Это влияние может помогать человеку справляться с трудностями, быть интегрированным в общество, быть довольным жизнью, быть счастливым, наконец.

С другой стороны, опыт показывает, как разрушительным может быть это влияние, когда религиозные стимулы оказываются направленными на противоборство с людьми, исповедующими иную религию или не исповедующими никакой.

Любая из указанных выше религий-примеров неоднократно приводила к кровопролитным войнам.

Наша цель – постараться построить религию, стимулирующую, культивирующую и распространяющую понимание, взаимопонимание и взаимодействие, одновременно стимулирующую, культивирующую и распространяющую отказ от противоборства там, где возможен достойный компромисс.

Конечно, для этого следует стремиться выделять прежде всего то, что людей объединяет, а не то. что их разъединяет. И затем концентрироваться именно на этом, не позволяя себе и другим уходить от сути дела.

Например, следует выделить для обсуждения общие цели на общем горизонте планирования (о них договориться относительно легко), а не пытаться обсуждать особенности веры – типа строения троицы – о них договориться практически невозможно.

К счастью, с нашими целями подобные особенности, как правило, никак не связаны, нашим целям никак не противоречат, поэтому совершенно незачем о них договариваться.

Религия понимания (*) как двигатель в культе понимания

Требуется двигатель, обеспечивающий движение от современного общества до общества культивируемого понимания. «Религии понимания» предназначена роль именно такого двигателя.

Очевидно, что оценить позитивно конструкцию культа понимания в целом и осознать важность необходимых построений совершенно недостаточно.

Кто-то должен этим заниматься, где-то эти дискуссии должны проводиться, участники должны быть заинтересованы, вдохновлены и поддержаны, результаты должны быть оформлены и сделаны публичными.

Короче, предстоит целенаправленная долговременная работа – работа, с трудом представимая без стимулов, институтов и методов религиозного характера.

Именно для этого и нужна религия понимания.

С другой стороны, очень важно понимать – чтобы стать действенной, религия понимания не требует завершения своего построения. В этом она ничем не отличается от иных религий.

Как и другие религии, религия понимания должна быть (и. надеюсь, окажется) способной начать эффективно работать внутри каждого, кто проникается её идеями, стимулами и методами, даже при отсутствии или недостаточной готовности соответствующих институтов.

Подчеркну, что культу понимания требуется именно религия, т.е. система стимулов, методов и институтов с горизонтом планирования, выходящим за рамки жизни, потому что только при таком горизонте планирования можно обеспечить следование порядку приоритетов, первым из которых названа безопасность.

Безнадёжно строить безопасность, не опираясь на религиозность, в условиях, когда существуют отнюдь не воображаемые, а совершенно реальные опасности, на религиозности основанные.

Ключевые идеи религии понимания

    • Религия понимания призвана романтизировать и культивировать
      • понимание и озарение, причём на эмоциональном уровне, сопоставимом с тем, на котором традиционные культуры и религии воспевают, скажем, любовь (к партнёру по жизни, к детям, к родине, к Б-гу и т.п.)
        • позволяя отдать, наконец, должное эмоциям творца, которого посещает озарение и понимание, постараться поставить эти эмоции на пьедестал, сопоставимый с традиционно воспеваемыми эмоциями мировой культуры
      • сохранение и созидание, а не разрушение
      • поиск согласованных целей, объединяющего, общего, поиск компромисса, а не поиск разделяющих, а тем более, противопоставляющих целей и аргументов
      • скорее способность провести содержательную, продуктивную дискуссию, чем способность победить в споре
      • скорее способность сохранить, сделать открытие, понять, объяснить, построить, чем покорить, разрушить, уничтожить
    • Религия понимания создаётся людьми для людей
      • а не, скажем, кем-то внешним по отношению к человечеству (Всевышним, например)
    • Религия понимания призвана романтизировать и культивировать сущности в соответствии со следующими приоритетами:
      1. суть
      2. красота
      3. удовольствие
      4. польза
      5. гармония
    • Религия понимания трактует традиционные приоритеты в следующем порядке:
      1. надежда
      2. любовь
      3. вера
    • Религия понимания не нуждается в вере как обязательном атрибуте религиозного поведения. Вполне достаточно надежды
    • Вопросы веры не должны быть предметом обсуждения в религии понимания
    • С позиции религии понимания особо почитаемые роли в обществе: творец, хранитель, учитель, родитель, строитель, учёный, …. – профессии, основные ценности в которых – за пределами жизни индивидуума
      • Открытое, созданное, выращенное, построенное останется после нас, если будет сохранено, понято, применено
      • Лучше понимаем, лучше сохраняем, лучше ценим озарение, понимание и творчество в целом – лучше решаем проблемы противостояния, лучше находим компромиссы, лучше убеждаем, лучше умеем искать продуктивный путь развития
    • Религия понимания требует организации, близкой к обычной церковной
      • в идеале церковь понимания (см. ниже) должна поддерживать религию озарения как основу процветания общества
      • поддерживая общую базу различных религий как основу безопасности
      • минимизируя напряжения на второстепенных направлениях понимания
        • скажем. в вопросах веры
    • Сторонник любой другой религии вполне может одновременно исповедовать религию понимания – ведь в ней выделено общее позитивное начало разных религий, не противоречащее желанию “сеять разумное, доброе, вечное”. 🙂

Церковь понимания

Создаёт возможность противостоять радикализму (фашисты, коммунисты, радикальные мусульмане, …), определяя реальные согласованные обществом цели за пределами жизни отдельного человека.

В соответствии и идеями привычнологии, церковь понимания не должна покушаться на быстрое и радикальное изменение существующих реалий, а должна в максимально возможной степени на них опираться и постепенно корректировать. если потребуется.

С другой стороны, церковь понимания по устройству вполне может быть близкой к обычной церковной организации в том смысле, что опирается на поддерживающие структуры (типа Open Source community), осваивает существующие и строит новые “храмы” понимания (в том числе виртуальные!) типа университетов, музеев, форумов, включает подготовку “жрецов” религии понимания (администраторов форумов, членов общественных наблюдательных советов и др.)

Связанные культы

  • понимания
  • изучения
  • (проверяемого) результата
  • обучения
  • обратной связи
  • репутации
  • религиозности
  • счастья

Дополнения

Закон Архимеда – старая шутка

  • Тело, впёрнутое в воду,
  • Выпирает на свободу
  • Весом выпертой воды,
  • Телом, впёрнутым туды.

Об “озарении”

С пониманием тесно связано озарение. Я даже сначала назвал нашу религию «религией озарения», но Николай Мустонен пока охладил мой пыл. 🙂

Основные аргументы Николая (в моей интерпретации):

  • суть дела – именно в понимании, а не в озарении
  • озарение знакомо далеко не всем, кто прекрасно знает, что такое понимание
  • понятно, что такое культура понимания, но совершенно непонятно, что такое культура озарения

Другими словами, вполне можно согласиться, что озарение – праздник понимания, пик, миг удачи.
Но всё-таки именно понимание – повседневная практика и цель “правильной” дискуссии. так что это слово лучше подходит в качестве названия нашей религии.

Тем не менее приведу ниже и свои аргументы “за”. Чтобы было легче обсуждать возможные новые аргументы как “за”, так и “против”.

Во-первых, название нашей религии, обслуживающей культ понимания, претендующее на широкую известность, должно быть привлекательным, ярким, запоминающимся.

Во-вторых, оно должно прямо отсылать к хорошо знакомому состоянию удовольствия, эйфории, даже счастья.

Во-третьих, именно озарение – базовый акт понимания. Ощущаемый как истинное удовольствие, особенно ясно чувствуемый и связанный с сильными эмоциями. когда понимание приходит не сразу, а ощущается как награда за серьёзные усилия.

Озарение вполне может быть ассоциировано с состоянием счастья, хорошо знакомым очень многим, особенно творцам в самом широком смысле этого слова – родителям, воспитателям, кулинарам, строителям, программистам, учёным, инженерам, бизнесменам, музыкантам, художникам ….

Не зря это состояние описывается знаменитым воплем Архимеда: “Эврика!”, с которым он, по преданию, выскочил из ванны, поняв, что тело выталкивается из воды с силой, равной весу воды, вытесненной этим телом – т.е. поняв суть “закона Архимеда” (*). 🙂

Кстати, одно из определений счастья – это состояние программиста в течение первых пяти минут после того, как программа заработала 🙂  – другими словами, наступило взаимопонимание программиста с компьютером.

Ещё одно знаменитое определение счастья: “Счастье – это когда тебя понимают“. 🙂

Надеюсь, теперь понятно, что озарение – очень подходящее слово в названии нашей религии.

Просмотров: 128

Оставить комментарий


Translate »