Либертарианцы Рунета – тезисы Кауфмана

Предлагается организовать в Рунете либертарианское  движение.  Не партию, хотя, возможны дискуссии и на политические темы. Не партия прежде всего потому, что бессмысленно в Рунете бороться за политическую власть (т.е. власть, применяющую насилие).

Однако можно и нужно бороться за (взаимо)понимание, за прояснение мозгов, за сторонников, за поддержку, организовывать ненасильственные акции и т.п.

См. также Культ понимания, Социальные аксиомы, Социальные правила, Чаво, заготовки К обновлённым социальным правилам

Лозунги:

  • Ответственность, свобода, доступ к фактам, охраняемые минимальным (оптимальным) государством.

  • Избирательное право, ограниченное налоговым цензом

  • Делить добро всегда легче, чем его делать.

Тезисы к программе (последнее исправление 28.8.11)

  • База: следует принять природу человека «как она есть». (28.8.11)
    • Цели должны быть реализуемыми (то есть не содержать нереальных утверждений типа «искоренить преступность» (Мандевиль)).
    • Общежитие должно быть оптимизировано только посредством сдержек, противовесов и пропаганды достойных ценностей (см. ниже).
    • Человеческие свойства (в значительной степени непознанные, кстати), которые с одной точки зрения могут быть отвратительными (скажем, зависть), с другой точки зрения оказываются источником благополучия (позавидовал соседу и построил дом ещё лучше).
  • Лозунг «Свобода, ответственность, знание».
    • Точнее, такой лозунг актуален сегодня, поскольку государство слишком ограничивает свободу ответственных граждан. В перспективе ответственность (и граждан, и государства) должна стоять на первом месте.
    • «Ответственность» более понятно, чем «обратная связь», поэтому в лозунге лучше применять это слово, хотя глубинная суть – в обратной связи. Гражданин должен отвечать (чувствовать в полной мере обратную связь) за последствия своих действий. Должен в том смысле, что общество имеет право (и для этого создан механизм!) привлечь его к этой ответственности, если потребуется.
    • «Знание» заменяет «братство» потому, что речь должна идти о необходимых предпосылках «хорошего» устройства человеческого общежития, а не «желательных» или «приятных». К тому же настоящее «братство» знакомо всё меньшему числу людей «цивилизованного» мира.
  • Либертарианство (государство нужно только там, где без него никак).
    • Важнейшее ограничение для государства – простота законов (возможность для каждого гражданина знать ВСЕ государственные законы).
      • Это свойство должно быть законодательно закреплено.
        • Например, так : всего законов должно быть не больше 30, каждый закон должен умещаться на одной странице.
        • Граждане должны иметь возможность знать законы наизусть.
        • Следует понимать, что государственные законы на практике могут быть краткими только при дополнительных условиях. Например, cледует отличать законы от стандартов, которые по необходимости могут быть объёмными.

          • Стандарты должны быть только соглашениями профессионалов о правилах взаимодействия.
          • Стандарты не должны быть законодательно обязательными для исполнения.
          • Закон должен предписывать не соблюдение определённого стандарта, а ответственность за причинение вреда, и т.п.
          • Поэтому контролировать соблюдение стандарта – интерес и ответственность взаимодействующих в области влияния этого стандарта субьектов.
          • Отсюда, в частности, обычно ненужность, и даже (часто очевидный) вред государственных контролирующих структур.
        • Следует отличать формулировки законов от определения используемых в законах понятий (которые, как правило, должны быть общепринятыми (определёнными в словарях и энциклопедиях) и не быть составляющими закона).
          • Например, закон может быть сформулирован так: граждане должны платить налог размером 15% от своего дохода.

            • Однако определение понятия «доход гражданина» может занимать несколько страниц.
            • Гражданин должен иметь возможность оспорить в суде правильность применения понятия «доход» к его случаю, если государству не понравится, в каких размерах гражданин декларирует свой доход.
    • Свобода + Обратная связь + Баланс (Гармонизация посредством сдержек и противовесов (разделения компетенций-властей))
  • Родители могут иметь право на некоторый процент (10%?) с заработка своих детей (в том числе, в виде акций принадлежащих им фирм) – кроме прочего, стимул для решения демографической проблемы в цивилизованных странах.
  • Учителя (учебные заведения) могут иметь право на некоторый процент (0.1-1.0%?) с заработка своих учеников (в том числе, в виде акций принадлежащих им фирм) – кроме прочего, дополнительный стимул для увода образования от государства, а также устранения основной причины спора соавторов, научных руководителей и аспирантов и т.п.
  • Деньги – не роскошь, а средство обмена (не хорошо и не плохо, а универсальное средство обмена ценностями (мерило ценностей?)).
  • Мы – движение не тех, кто «против», а тех, кто «за» – и хорошо знаем, ЗА что (свобода+обратная связь+баланс интересов).
  • Основное противоречие между свободой и безопасностью решаем прежде всего за счёт ясной морали – например, всего две заповеди:
    • Получив помощь, помоги другому.
      • Добро – через меня (Pass it!)
    • Не делай другому того, чего не хочешь себе.
      • Зло – не через меня
  • Рунет – не государство, но уже есть и деньги в Сети, и налоги в Сети, и администраторы в Сети, и даже виртуальные государства в Сети. Вполне можно двигаться дальше.
  • Писать в публичных форумах можно только под своими настоящим именем (соединение свободы с ответственностью).
  • Именно Рунет – прежде всего потому, что родной русский язык.
    • Старый лозунг (свобода+равенство+братство) сыграл в истории очень противоречивую роль по абсолютной системной безграмотности авторов, ИМХО. В частности, потому, что в нём не нашлось места обратной связи.
    • Это его и погубило как ориентир для развития.

Об образовании

  • Хорошее (лучшее?) образование очень давно без государства обходится (частные уроки, частные школы и университеты).
  • Дипломы (в частности утверждённого государством характера или уровня) должны требоваться скорее в качестве исключения (например, для приёма на государственную службу).
  • Важнейшим элементом проверки квалификации при приёме на работу становится испытательный срок (а резюме и рекомендации уже и сейчас часто важнее диплома).
  • Постоянные ставки должны быть ликвидированы практически везде (в госучреждениях уж точно).
  • Никакой обязаловки в выборе учителя (см. ниже).
  • Современные информационные технологии делают естественным «обучение как сервис»
    • облачные технологии как идеал для дистанционного обучения
    • современные планшетники вместо доски и тетрадок
    • признанный интернет-сообществом учитель вместо школы или университета
  • Это замечательно для ученика и для учителей «от Б-га»
    • это ужасно для традиционной системы с огромной массой слабых учителей

О законах

  • Закон – не больше страницы.
  • Законов – не больше страницы.
  • Каждый закон – прямого действия.
    • Остальное – на обратную связь с авторегулированием и рисками.
  • Каждый профессионал должен быть помещён в кольцо обратной связи с пользующегося его услугами гражданином.
  • Плохой закон хуже отсутствия закона.
    • Плохой стандарт (де-факто) лучше отсутствия стандарта именно потому, что такой стандарт доброволен, а закон принудителен и подразумевает аппарат принуждения, обладающий своими тенденциями развития (прежде всего, закон Паркинсона), не связанными с назначением закона никак.
  • Всякий принимаемый закон должен пройти независимую экспертизу на достаточную обратную связь (в нём самом или в других законах).

Об индивидуализме, правах человека и роли суда

  • Индивидуализм как идеология (права человека в частности) противоречива в глубоком и потенциально опасном смысле.
    • Очевидная польза этой идеологии – на ранних этапах развития, когда последствия ещё не разрушительны.
      • Доведённый до крайности (абсурда),
        • последнее, как мы сейчас видим, делается очень просто и по естественным законам развития
        • без обратной связи
        • обрушивается на того же индивидуума, права которого призван якобы защищать
          • защищается право преступника вместо права жертвы
          • право государства под видом права ребёнка вместо права родителя, и т.п.
  • Именно поэтому закон должен быть очень простым и осторожным.
    • Никакой законодатель сложности реального мира в принципе не охватит
    • Гражданин не может руководствоваться сложным законом в любом случае
    • Здесь полная аналогия с советской системой планового управления,
      • неэффективной по определению (плана)
      • именно из-за невозможности эффективной обратной связи с планировщиком в масштабах огромной страны.
  • Со всеми сложностями реального мира должен разбираться независимый суд.

Дополнения и ссылки

Конструктивная критика приветствуется. Замечания направляйте, пожалуйста, автору —  Виталию Кауфману (отправляя письмо, не забудьте убрать антиспам в адресе). 

Просмотров: 32

Оставить комментарий


Translate »